Святитель Иоанн Златоуст - один из трех Вселенских святителей. Он родился в семье военачальника в Антиохии в 347 году. Овдовев в двадцать лет, мать святого не стала больше выходить замуж, а одна воспитывала сына в правилах христианского благочестия. Юноша рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Предстоятелем Антиохийской Церкви в то время был Мелетий, муж высокой добродетели. Своею кротостью, правотою и смиренномудрием Мелетий привлек к себе сердца многих антиохийских христиан. Узнав Иоанна и приметив прекрасные качества его души, Мелетий часто приглашал его к себе для духовных бесед, а в 367 году крестил.
Через три года Иоанн был поставлен во чтеца. Благодать Божия часто возбуждала в нем стремление к жизни тихой, посвященной духовным подвигам и размышлению о предметах Божественных. После кончины матери Иоанн принял иночество, которое называл «истинной философией». В трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника, святой Иоанн написал несколько книг: «Шесть слов о священстве» - великое творение православного пастырского богословия, «Против вооружающихся на ищущих монашества», «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»). Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Но для восстановления здоровья Иоанн вынужден был возвратиться в Антиохию.
В 381 году святой епископ Мелетий посвятил его во диакона. Последующие годы были отданы работе над новыми богословскими творениями. Из-под пера святого вышли «Книга о девстве», «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году св. Иоанн был хиротонисан во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, всегда старался говорить просто и понятно и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы именование Златоуст. Когда говорил Златоуст, слушатели нередко проливали слезы и, сокрушаясь о своих грехах, приходили в страх при мысли о наказании за грехи. Нередко случалось, что они прерывали его речь, и храм оглашался многочисленными возгласами: “Златоуст, уста золотые, уста золотые!” Двенадцать лет святой при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - ежедневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
Кроме того, Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания св. Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его творений - толкования на целые книги Священного Писания (на Книгу Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
В начале Великого поста 388 года святитель произнес 32 беседы, толковавшие книги Бытия. На Страстной седмице он говорил о предателе и о Кресте. На Пасхальной седмице и до Пятидесятницы прихожане также ежедневно наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: “Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух”.
В 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Там он начал с главного - с духовного совершенствования священства. Клир церковный, особенно же в самом Константинополе, отличался многими дурными наклонностями. Так, многие духовные лица были в высшей степени сребролюбивы, другие были заражены страстию к роскоши: приобретали богатые поместья, носили богатое платье, имели изысканный стол; иные предавались пиршествам не только в своем доме, но часто являлись на пиры в дома знатных лиц. Против таких болезней духовенства сильно восставал св. Иоанн Златоуст. Особенно сильно огорчало святого архипастыря честолюбие духовенства. Если не действовали увещания и убеждения, то св. Иоанн лишал степеней и даже отлучал от Церкви.
Изобличая подчиненных ему духовных лиц, св. Иоанн подавал им живой пример скромности и простоты в собственной жизни. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обращал на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.
Помимо большой работы по введению христианства в разных государствах, он составил чин литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Некоторым священникам и диаконам не нравилась чистота и благочестивая жизнь Иоанна, и они ополчились на святого. Святитель обличил распущенность столичных нравов в лице императрицы Евдоксии, которая распорядилась конфисковать всю собственность у вдовы и детей одного из опальных вельмож. Св. Иоанн встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Суд постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.
В ту же ночь небо покрылось черными, мрачными облаками, море кипело. Всеобщий страх овладел жителями города, все ждали чего-то ужасного; и вот среди мрака ночи вдруг заколебался город от сильного землетрясения. В этом все увидели казнь Божию за несправедливо осужденного, невинного епископа, поэтому со всех концов города неслись страшные крики: «Это казнь неба! Горе нам! Погибли мы, если святой епископ не будет возвращен!» Царица, устрашенная землетрясением и воплями народа, упросила императора возвратить Златоуста и на рассвете отправила к нему письмо, в котором, уверяя, что она невинна, что уважает его, просила возвратиться.
И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословит Господа “за все пути Его”. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в изгнании в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе св. Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был прикован болезнью к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика (“Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе”), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами “Слава Богу за всё!” отошел к Господу (14 сентября 407 года). Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский, писал: “Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой”.